- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №4 (185) (2020)


Экономика/ТЭК и транспорт

Сложный год для СПГ

В 2020 году мировая экономика столкнулась с беспрецедентным давлением: из-за пандемии коронавируса и связанных с этим ограничений фактически встали целые отрасли, такие как туризм, ивенты, значительная часть сферы услуг. Замедление и частичная остановка производства вызвали шок на нефтяном рынке. Эта ситуация не могла не отразиться и на таком перспективном направлении, как производство сжиженного природного газа (СПГ). Разбираемся, как отрасль справляется с негативными тенденциями и что ждет российские проекты в этой сфере.


Вертикаль власти/АМП

Синергия развития порта Туапсе и его безопасность на высоком уровне

Морской порт Туапсе расположен на берегу Черного моря в вершине бухты Туапсе юго-восточнее скалистого мыса Кодош. Акватория порта ограничена устьями рек Туапсе и Паук. Это многоцелевой, круглогодично функционирующий порт, обеспечивающий операции с грузами, включая опасные грузы 3, 4, 9 классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных и насыпных (угля, руды, минеральных удобрений, зерна и др.), генеральных грузов и с/х продукции.

Грузооборот порта за 2019 год снизился на 1,5% по сравнению с 2018 годом и составил 25,25 млн тонн. Несмотря на это, выручка филиала ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе за счет портовых сборов и выполненных работ и услуг в 2019 году выросла на 2,2%, до 149 млн рублей.


Вертикаль власти/АМП

Испытания особыми условиями

Последние годы, в период строительства Крымского моста, Службе капитана порта Кавказ приходилось работать в особых условиях. С этим успешно справились – Крымский мост сдан, и даже Президент РФ объявил благодарность капитану порта.

Но с началом нового года жизнь преподнесла новые испытания, связанные с пандемией коронавируса, которые создали другие особенности для работы Службы. Об этих условиях, показателях грузооборота в прошлом и текущем году и о ближайших перспективах работы порта рассказывает капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Наумов.


Развитие/Восточный полигон

Угольщики добились ускорения программы модернизации БАМа и Транссиба

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) по поручению правительства РФ сократило сроки модернизации Восточного полигона железных дорог. После неоднократных обращений крупных угледобывающих компаний на разных экспертных площадках к властям страны, совместных совещаний, писем в ответственные ведомства правительством в апреле 2020 года был подготовлен специальный документ – «Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации», определяющий первоочередные стройки и более ранние сроки сдачи объектов в рамках программы модернизации БАМа и Транссиба.

Таким образом, у угольщиков появилась надежда в обозримой перспективе значительно увеличить объемы перевозок энергетического угля на экспорт в страны АТР через дальневосточные порты России. Такая же надежда появилась и у грузовладельцев, транспортирующих другие виды внешнеторговых грузов через порты Дальнего Востока, в том числе у компаний, занимающихся транзитными контейнерными перевозками.


Порты/АМП

Ставка на газ, рыбу и круизный туризм

Исторически у морского порта Петропавловск-Камчатский несколько неизменных функций: это основные ворота полуострова Камчатка, через которые проходит более 90% поступающих грузов, базовый порт в главной промысловой зоне России в Тихом океане и ключевой пункт на маршруте Северного морского пути (СМП).

В связи с активным развитием инфраструктуры порта и повышением его роли в транспортировке углеводородов по СМП в 2021-2022 годах в порту планируется строительство системы управления движением судов (СУДС) – Центра управления СУДС в Петропавловске-Камчатском и автоматизированного радиотехнического поста (АРТП) на горе Маячная. Это значительно повысит безопасность мореплавания, за которую в акватории порта и на подходах к нему отвечает филиал ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» в морском порту Петропавловск-Камчатский.


Порты/АМП

МСКЦ Владивосток: оперативное взаимодействие и международная кооперация

Дальневосточное направление в системе работы морских спасательно-координационных центров (МСКЦ), пожалуй, является одним из самых напряженных в силу географических, гидрографических и экономических особенностей, характеризуемых соответственно охватом акваторий сразу нескольких морей Дальнего Востока, сложными погодными условиями и интенсивным судоходством. О том, как организована работа в поисково-спасательном районе МСКЦ Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», как проходят поисково-спасательные операции и что делается для снижения аварийности, рассказывает начальник центра Николай Пирожков.


Порты/АМП

Порт Кандалакша: динамика грузооборота и итоги периода ледокольных проводок

Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива, который представляет собой удобную, защищенную от морских волнений губу с надежной якорной стоянкой и глубинами, доступными для захода крупнотоннажных судов. Порт располагает 5 грузовыми причалами длиной причальной линии 584,5 метра, способен принимать суда длиной до 200 метров, шириной до 33 метров, осадкой до 10 метров.

По итогам 2019 года грузооборот порта, переваливающего в основном энергетический уголь, составил 2,5 млн тонн. В начале 2020 года объемы перевалки угля сократились в результате экономического кризиса и падения цен на уголь в Европе, значительно снизилось и число судозаходов. Однако Служба капитана морского порта Кандалакша продолжает осуществлять все возложенные на нее властные и надзорные функции в полном объеме, в том числе по обеспечению безопасности мореплавания.


Техника и технологии/Цифровизация

Цифровизация морских портов

Необходимость ускоренного внедрения цифровых технологий в экономической и социальной сфере формирует новые задачи для субъектов транспортного пространства. В статье рассмотрены вопросы, связанные с необходимостью цифровизации морских портов. Выделены преимущества и недостатки цифровой трансформации. Рассмотрены примеры применения цифровых технологий в российских и зарубежных морских портах. Выделены преимущества и недостатки, получаемые от применения цифровых решений. В заключении сделан вывод о необходимости повышения эффективности морских портов за счет цифрового взаимодействия субъектов транспортного пространства.


Танк-контейнеры/Рынок операторов

Перевозки СУГ в танк-контейнерах: узкий рынок с потенциалом

Объем транспортировки сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге в России составляет 17 млн тонн в год. Из этого объема, по оценкам участников рынка, в танк-контейнерах перевозится не более 0,7-0,8 млн тонн СУГ, то есть уровень контейнеризации перевозок в данном сегменте составляет всего 4%.

Заметных стимулов к наращиванию объемов таких перевозок нет, ведь согласно действующим тарифам транспортировка СУГ вагонами-цистернами обходится гораздо дешевле. Вместе с тем, у этого сегмента рынка есть потенциал для дальнейшего развития – он связан с развитием отечественной нефтехимической отрасли и мультимодальных, в том числе экспортных, перевозок. За счет реализации новых проектов в этих сферах парк танк-контейнеров для перевозки СУГ может вырасти в 2-3 раза уже к 2025 году.


Логистика/Инфраструктура

Формирование опорной сети транспортно-логистических центров

В статье анализируется состояние отечественного рынка логистических услуг, оценивается, на каком месте находится логистика в России по сравнению с другими странами. В качестве перспективного пути развития логистики рассматривается формирование опорной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Исходя из функционала транспортно-логистических центров в статье сформулированы структурно-планировочные требования к объектам их инфраструктуры, требования к информационно-аналитическому обеспечению. Также приведены примеры удачных логистических решений в России, в частности в Калининградской области. Между тем, несмотря на свою специфику, логистика любого региона развивается в рамках общей национальной концепции, оформленной в виде федерального проекта «Транспортно-логистические центры».


Грузовая база/Черные металлы

Надежды металлургов на внутренний спрос и на экспорт в Китай

В 2019 году производство черных металлов в России сократилось примерно на 1%, при этом экспорт просел почти на 15%. Такая картина отразила неблагоприятную конъюнктуру на внешних рынках и повышенное внимание металлургов к внутрироссийскому рынку.

С начала 2020 года в условиях пандемии коронавируса спрос на продукцию отрасли значительно сократился как в мире, так и в России. Текущее состояние рынков основных стран – импортеров российской продукции можно охарактеризовать словом «обвал», за исключением разве что Китая, где экономика быстро восстанавливается и есть надежды на рост потребления черных металлов.

Несмотря на то что внутренний рынок тоже подвергся влиянию «коронакризиса», он все-таки внушает надежды в плане сбыта продукции, особенно при условии реализации государственных мер поддержки спроса. Но даже в этом случае падения производства черных металлов вряд ли удастся избежать – по разным оценкам, спад может составить от 5% до 15%, и хорошо, если обойдется без остановки доменных печей.


Статистика

Все грузы России

Объем перевалки грузов в морских портах России за I квартал 2020 года.


№2 (223) (2024)
№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)